
Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место применение силы в отношениях:
- ученик – ученик
- учитель – ученик
- ученик - учитель
Какие формы имеет школьное насилие?
Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.
Что такое эмоциональное насилие?
Эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, направленное на ухудшение психологического благополучия жертвы.
Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.
Какие бывают виды эмоционального насилия ?
- Насмешки
- Присвоение кличек
- Бесконечные замечания и необъективные оценки
- Высмеивание
- Унижение в присутствии других детей и т.д. ...
- Отторжения
- Изоляция
- Отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой
- Не приглашают на дни рождения и т. д ....
Что такое физическое насилие?
Под физическим насилием понимают применение физической силы по отношению к ученику, товарищу по учебе, в результате чего возможно нанесение физической травмы.
К физическому насилию относятся
Кто чаще всего становится жертвой школьного насилием?
Кто чаще всего становится насильником в школе?
Больший риск подвергнуться насилию оказывается от детей, происходящих из следующих семей;
- Неполные семьи. Ребенок, который воспитывается отцом-одиночкой, более склонна к применению эмоционального насилия в отношении других детей. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
- Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, которые не доверяют и негативно настроены к миру и школы, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственные действия ребенка матерью не осуждается и не корректируются. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
- Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях часто задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
- Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и дальше применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем другие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации - приказная, рявкает и повышенном тоне, оценивает его как нормальный. Итак, в покрикуваннях и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого.
- Семьи с генетической склонностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу проявляется большая склонность к насильственным действиям. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие оценки по предметам позитивно коррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Низкая успеваемость у девочки имеет больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем у мальчика с плохой успеваемостью.
Что способствует школьном насилию?
- 1. Анонимность крупных школ и отсутствие разнообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку, в силу ее особенностей, подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детей с неустойчивой нервной системой, заводить их и нарушать психоэмоциональное состояние. В большом школьном коллективе к насилию привлекает и большое анонимность, т.е. меньше вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и др. Отсутствие поблизости других школ, ограничение в выборе также решения ' связывают руки учителям-насильников, поскольку дети и родители вынуждены терпеть произвол - им некуда деваться, ребенка каждый день далеко в школу возить не будешь, особенно если она в нескольких километрах и нет доступного транспортного сообщения.
В одной из таких школ, расположенной в военном городке, на территории Западной Украины, через учительское произвола течение 2 лет было совершено 3 суициды випускнкамы старших классов.
- 2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насилие в поведении учителя обусловлено, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями: «Кто сверху - тот и сильнее». Раздражительность, недовольство учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Если учитель позволяет внешним факторам оказывать на себя влияние (неурядицы дома, конфликты с администрацией и т. д.), то его профессионализм подвергается большому сомнению. К сожалению, профессиональное выгорание чаще вымещают на учениках.
- 3. Равнодушие и наплевательское отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются в детские разборки, говорят родителям, что жалуются: «Пусть дети сами разбираются». Если в учительскую произвола также относятся и соученики, и родители - «.. . Но моего ребенка она же не обижает », и руководство школы, то насильник чувствует себя безнаказанным.
Какие последствия школьного насилия?