Виды насилия над детьми и их влияние на детей

1.Физическое насилие:

Действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

  • При повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность
  • Дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми
  • Могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
  • Страх физического контакта, боязнь идти домой
  • Тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание

Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:

1. Раны и синяки:

  • разные по времени возникновения
  • в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно)
  • непонятного происхождения
  • имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута)

2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.

3. Повторяющаяся госпитализация.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

  • Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения.
  • Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений, в сторону их преувеличения или преуменьшения.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание к ребенку, неоказание ему эмоциональной поддержки, лишение ласки.
  • Поведенческие признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.).
  • Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Повествование о том, как их наказывали в детстве.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем

Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию.

Характерные черты взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:

  • жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
  • хаотичная или дезорганизованная семья;
  • потеря интереса и неприятие подростка семьей;
  • низкое качество общения членов семьи между собой;
  • саморазрушающее поведение;

2.Отсутствие заботы о детях:

Невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

  • не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу
  • брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища
  • нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи
  • не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно
  • устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.

3.Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики)
  • принижение его успехов, унижение его достоинства
  • отвержение ребенка
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей
  • принуждение к одиночеству
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям
  • похищение ребенка
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников)
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость
  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков)
  • уступчивость, податливость
  • ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

4.Сексуальное насилие над детьми:

Любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуального удовлетворения. Это:

  • ласка, эротизированная забота;
  • демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  • изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
  • сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
  • проституция.

Влияние на ребенка:

  1. Ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
  2. Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
  3. Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
  4. Может жаловаться на физическое нездоровье;
  5. Девочка может забеременеть;
  6. Ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
  7. Скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие по отношению к собственным детям:

  • Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;
  • Отказ в утешении, когда он действительно испуган или подавлен;
  • Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
  • Негативная характеристика ребенка;
  • Отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником;
  • Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
  • Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за помощью.

 

 

Категория: